Каковы риски отрыва бирж от реальности? |
Мы являемся свидетелями быстрого отделения финансовых рынков от реальной ситуации в целом по экономике. Запуск печатного станка в условиях концентрации доходов у верхушки населения тянет курсы акций вверх. Для преодоления кризиса и неравенства в доходах развитым странам нужен план, которого пока ни у кого нет, пишет в Project Syndicated бывший вице-президент Всемирного банка Кемаль Дервиш.
Выборы в Италии в конце февраля не сильно повлияли на положение на рынках (по крайней мере, пока). Хотя, спред процентных ставок для итальянских и испанских десятилетних облигаций по отношению к немецким облигациям резко вырос на 30-50 базисных пунктов после того, как были объявлены результаты, затем они снизились до 300-350 базисных пунктов по сравнению с 500-600 пунктами до объявления ЕЦБ о проведении программы скупки облигаций.
Оживление на финансовом рынке противоречит политическим событиям и реальным экономическим показателям. В США экономические показатели улучшились лишь незначительно в 2012 году; примерно 90% всех доходов США в посткризисный период пришлись на 1% самых богатых домохозяйств.
Показатели еврозоны еще хуже. Экономика переживала спад в 2012 году, а заработная плата снизилась, несмотря на рост в Германии и некоторых северных странах. Надежной статистики пока нет, но бедность в Южной Европе растет впервые за последние десятилетия.
На политическом фронте США столкнулись с почти полным законодательным тупиком, без признаков компромисса, который мог бы привести к оптимальному сочетанию политик: краткосрочная поддержка для стимулирования эффективного спроса и долгосрочные структурные реформы и фискальная консолидация.
В Европе: Греции до сих пор удавалось сохранить парламентское большинство, выступающее в поддержку коалиционного правительства, но там, как и в других странах, гипер-популистские партии набирают вес.
Результаты выборов в Италии могли бы стать провокацией для Европы. Популистская партия Беппе Грилло «Движение пяти звезд» получила 25% голосов избирателей – самый высокий показатель поддержки одной партии. Бывший премьер-министр Сильвио Берлускони, не оправдав ожиданий тех, кто предсказывал конец его политической карьеры, вновь оказался во главе популистских правых коалиций, и лишь 0,3% отделяли его от победы.
Суммируя, мы являемся свидетелями быстрого отделения финансовых рынков от реальной ситуации в целом по экономике. В США, как и во многих других странах, доля корпоративной прибыли в национальном доходе имеет самый высокий за последние несколько лет показатель. Крупные корпорации могут воспользоваться всеми преимуществами глобализации (например, выбрать налоговый режим, который позволил бы сократить расходы).
В результате доходы мировой элиты растут быстро и независимо от того, что происходит на других уровнях. Спрос на предметы роскоши находится на подъеме на фоне низкого спроса на товары и услуги, потребляемые группами населения с низким доходом.
Все это происходит во время проведения крайне экспансивной денежно-кредитной политики и практически нулевых процентных ставок. Концентрация доходов на верхних уровнях в сочетании с получением легких денег и гонкой за прибылью тянет курсы акций вверх.
Несмотря на растущее беспокойство и тревогу по поводу бедности, безработицы, неравенства и сильной концентрации доходов и богатства, не появилось никакой альтернативной модели роста. Оппозиция к основным течениям в Европе разделилась, как это часто бывает, на «старых» левых, у которых есть проблемы с адаптацией к реалиям двадцать первого века, и популистов, выступающих против иностранцев, а иногда и на откровенно фашистские правые партии.
В США крайние правые имеют много общего с европейскими популистами. Но лишь благодаря американской двухпартийной системе в политической интеграции экстремисты остаются в меньшинстве, несмотря на речи «Чайной партии». Президенту Бараку Обаме, в частности, удалось одновременно заручиться поддержкой левых либеральных идеалистов и центристских реалистов, что позволило ему выиграть вторые выборы в условиях слабой экономики и еще более слабого рынка труда.
Тем не менее без глубоких социально-экономических реформ рост ВВП в Америке в лучшем случае замедлится, тогда как политическая система, кажется, парализована. Нигде нет надежного плана по снижению концентрации богатства и власти, расширению экономических выгод за счет сильного реального роста доходов бедных слоев населения и поддержанию макроэкономической стабильности.
Отсутствие такого плана в США (и в Европе) привело к отделению финансовых рынков от всеобъемлющего экономического прогресса, поскольку предполагается, что нынешние тенденции политически устойчивы. Но тогда как эта потеря связи может продолжаться в течение некоторого времени, если не появится альтернативная программа, огромный разрыв между показателями финансовых рынков и благосостоянием большей части населения вряд ли сохранится в долгосрочной перспективе. Когда цены на активы превысят реальные, в конце концов, им некуда будет двигаться, кроме как вниз.
Источник: vestifinance.ru
-
+2
- Просмотров: 1692
- 12 марта 2013, 18:54
- Dmitriy69
Понравилcя материал? Не забудьте поставить плюс и поделиться в социальной сети!
Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий